Факультет
Факультет
89162325507 Факультет

Подготовка к школе


Актуальность подготовки детей к школе в современных условиях

Дети дошкольного возраста характеризуются структурно-физиологической незавершенностью развития всех функциональных систем, особенно коры головного мозга. Однако для успешного обучения в школе 6-7 летнему ребенку необходим такой уровень развития психики, который обеспечил бы его мотивационную готовность к учебной деятельности (осознанное желание учиться, интерес к школе); волевую готовность, предполагающую умение сосредоточиться, включаться в задание, подчиняться правилу, планировать и контролировать свои действия, тормозить двигательную активность на время урока; а также коммуникативную готовность - умение строить доверительные отношения с учителем и дружеские - со сверстниками.

Будущий школьник должен иметь развитую речь с большим запасом слов, подготовленный артикуляционный аппарат, фонематический слух, правильное речевое дыхание. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к мышлению, обобщению и анализу, к классификации предметов и явлений с выделением в них главного и второстепенного, к устанавливанию закономерностей и связей. Без умения правильно и четко выразить свою мысль, произносить звуки, ребенок не может грамотно писать.

В понятии "школьной зрелости", помимо должного уровня развития психики и речи, включает и развитие моторных функций, особенно мелких мышц кисти, определяющих тонкую координацию движений пальцев. От состояния мелкой моторики в значительной степени зависит освоение ребенком навыка письма. Необходимость длительного пребывания за партой во время уроков требует выносливости мышц, поддерживающих рабочую позу.

В соответствии с закономерностями роста и развития организма для детей школьного возраста характерен интенсивный, но не равномерный темп развития различных систем организма. Каждый ребенок проходит индивидуальный путь генетического развития, испытывает воздействие комплекса биологических, психологических, социальных и микросоциальных факторов. Следовательно, дети одного хронологического возраста смогут иметь значительные индивидуальные различия в уровне функциональной готовности к обучению в школе.

Начальный этап обучения труден для всех первоклассников, поскольку является критическим периодом в жизни. Происходит смена ведущей деятельности дошкольника - игровой на систематическое обучение, и впервые для ребенка эта деятельность становится социально-оцениваемой, что связано с большой личностной нагрузкой.

Поступление ребенка в школу сопровождается адаптационным стрессом, отражающимся на деятельности регуляторных механизмов всех уровней - от субклеточного (изменения метаболических процессов в клетках крови) до сложных проявлений в деятельности головного мозга. Меняется характер поведенческих реакций детей, ухудшается аппетит, нарушается сон, снижается сопротивляемость организма ребенка к острым респираторным заболеваниям. Адаптация к школе продолжается на протяжении всего 1-го полугодия и может сопровождаться невротическими симптомами: головной болью, плаксивостью, тревожностью, страхами, тошнотой, рвотой, энурезом. Иногда адаптационный период у первоклассника затягивается до конца первого года обучения.

Степень выраженности проявления адаптации организма ребенка к новым для него условиям и требованиям, их продолжительность зависит от уровня его "школьной зрелости". По данным разных авторов, среди учащихся 1-го класса от 70 до 90 % детей не обладают в полной мере готовностью к обучению в школе.

Часть детей, функционально "незрелых", не справляется с учебной нагрузкой и формирует ряды отстающих и второгодников. Другая часть таких детей выполняет школьную программу, но ценой чрезмерного напряжения, вызывающего переутомление и дальнейшее ухудшение здоровья.

Следует помнить, что здоровье школьников в значительной мере определяется исходным уровнем здоровья будущих первоклассников. Забота об охране здоровья школьников настоятельно диктует обязательность и своевременность диагностики степени готовности к обучению каждого ребенка, поступающего в 1 класс.